Да, это не про бег. Но, как показывает практика, среди бегунов много тех, кто интересуется активными путешествиями, альпинизмом и вот этим вот всем, связанным с поиском приключений и исследованием недоступного.

Поэтому мы попросили спортсменку «Академии марафона» Наташу Карташеву поделиться своим недавним опытом восхождения на самую высокую точку России — Эльбрус. Как беговая подготовка помогает (или мешает) во время подъема, как проходит адаптация к изменению высоты, что нужно есть и пить в дороге, сколько времени занимает восстановление после такой нагрузки и зачем вообще все это нужно. Обо всем этом — ниже, от первого лица.

Маршрут

Маршрут на Эльбрус выглядит так: от приюта Гара-Баши (3700 м) на Приют 11 ведет несложная и почти пологая тропа, по которой в будние дни ездят снегоходы и ратраки. От Приюта 11 начинается более крутой подъем, который возрастает еще более под скалами Пастухова (4600-4800 м) и продолжается до начала Косой полки (5100 м).

Косая полка проходит под Восточной вершиной Эльбруса и представляет из себя тонкую линию шириной 20 см. Подъем не такой уж крутой, но долгий и монотонный. На высоте примерно 5300 м тропа заворачивает к Седловине и чуть идет на спуск. На Седловине есть Спасательная хижина — оранжевый домик на троих человек. Там можно переждать непогоду, но ночевка опасна для жизни. Там же начинается подъем на Восточную вершину Эльбруса (5621 м). Основной маршрут на Западную (5642 м) начинается слева и хорошо виден. Он обозначен специальными флажками — вешками, которые можно использовать как ориентир в непогоду.

Обе вершины красивы — Западная знаковая и самая высокая, входит в программу 7 вершин 7 континентов, с Восточной открываются более красивые виды на главный Кавказский хребет.

Штурм. Начало

Ночь была прекрасной – тихой, звездной, снежной. Мы шли бодро и легко. Настроение абсолютно спокойное, ровное, очень приятное ощущение начала длинного пути.

Делаешь шаг в большое приключение, еще шаг и тем самым приближаешь себя к цели. Шаги в горах короткие и размеренные, дыхание спокойное. Главное не спешить и быть стратегом. Ты постепенно врабатываешься в ритм, как на марафоне, и идти становится легче.

По дороге нам встретилось всего несколько групп, не более 2-3 человек. Остальные сотни альпинистов поехали на ратраке.

Пешеходы все приветствуют друг друга. В горах принято здороваться. Ратраки проезжают мимо тебя, отсвечивают фарами в рассвете над горными хребтами. Ощущение сюрреализма и чего-то чрезвычайно тонкого и ясного, которое лежит перед тобой на блюдце, как будто мир отражается в нем таким, как он есть. Ясность мыслей — это то, чего можно добиться в горах.

Примерно через час мы дошли до легендарного Приюта 11 на высоте 4000 метров, перекусили и начали подъем к Скалам Пастухова и выше.

На подъеме нужно постоянно питаться сладким, пополнять запасы гликогена — конфеты, чай. Через каждые полтора-два часа мы делали привалы. Но здесь тоже есть нюансы, чтобы не израсходовать провизию — 1 литр чая, который у тебя есть на 12-14 часов штурма. Мы делали 1-2 глотка на привале и этого вполне хватало.

Подъем к началу Косой полки

2,5 часа мы поднимались по крутому ледяному склону, чувствуя каждый шаг, прячась от бокового ветра и холода. Мне было тяжело, именно тяжело терпеть эти условия, без возможности двигаться быстрее. “Зачем мне все это, зачем я забралась так высоко, и для чего эти мучения? Впереди еще половина пути и она в разы сложнее предыдущей”, — это кратко о том, что я думала в тот момент.

На высоте 5000 метров наступил рассвет. Красивейший рассвет в моей жизни! Нежно-розовые лучи сыпались и освещали горные вершины, а потом яркое сочное солнце ворвалось в наш мир. Все заиграло новыми позитивными красками, стало теплее и легче идти.

Около 1,5 часов мы шли по Косой полке, пытаясь догнать основную группу, которая чуть обогнала нас на ратраке. Они шли со вторым гидом и были в безопасности.

На подходе к Седловине у меня начала немного кружиться голова, чувствовалось давление в висках. В этом месте перепад высот вниз, и поэтому у альпинистов часто возникают такие симптомы.

Здесь мы сделали привал и буквально развалились на рюкзаках. Мне хотелось быть в таком состоянии дольше. Вид как из окна самолета — ниже горы и облака, выше только небо и вершина. Гид старался накормить нас, но ничего не хотелось. Кто-то из ребят лежал, у кого-то кружилась и болела голова.

Долго нам сидеть не разрешили, чтобы не дать организму расслабиться. В момент подъема наше тело мобилизует в себе все ресурсы, а на отдыхе расслабляется, что чревато серьезными последствиями на такой высоте. И мы начали штурм вершины, последние сотни метров. Мне они на удивление дались очень легко. Мы прошли основные перила и крутой подъем и вышли на предвершинное плато. Немного отдохнули, любуясь восточной вершиной Эльбруса. И пошли дальше, к своей заветной цели.

Аккккккклиматизация

Программа акклиматизации в альпинистском жаргоне называется «зубья пилы». Каждый день нужно совершать восхождения и каждый раз высота должны быть выше предыдущей. Обычно схема выглядит так: поднимаешься на 1000 метров, спускаешься на 500 метров и ночуешь. Но это только в тех горах, где можно поставить лагерь. На Эльбрусе зубья пилы рваные. Вы приезжаете на 2300 метров, живете там несколько дней, ходите до высоты 3700 метров, а затем происходит заброска и ночевка на 3700 метров. Обычно после этого в первую ночь у большинства неопытных людей есть головные боли.

В нашей программе акклиматизации первая вершина – Чегет 3769 м. Маршрут легкий и красивый – пологий подъём, потрясающие виды горного ущелья. Цветы, деревья, горные реки в долине при подходе к маршруту. Нет ледников и сложных скал. Мы настроились на легкую работу, и все так и было первые несколько часов. А потом погода начала портиться. Пошел дождь, потом сильный дождь и даже град. На гору спустились облака и прекрасные виды были закрыты серой пеленой. Мы шли в дождевиках, промокшие, по скользким камням. Все молчали и думали о том, не пора ли нам развернуться. При этом внутри было противоречие – ну как же так, самая легкая вершина и мы не дойдем. Уже сейчас я понимаю, что то испытание было просто “цветочками”.

Мы не сдались на Чегете. Сделали отдых в легендарном кафе Ай, в котором Высоцкий и Визбор сочиняли свои песни. Немного передохнули и с новыми силами под сильным проливным дождем пошли дальше.

Через час дождь утих и даже выглядывало солнышко. Мы преодолели небольшой скальный выступ, прошли по нагромождению кварцевой породы и достигли нашей цели – вершины Чегет 3769 м. На самом деле место, до которого мы поднялись, чуть ниже — в районе 3400 метров. Главная вершина Чегет остается недоступной для новичков из-за своей сложности. Но всем новичкам говорят, что они на 3769 м. Пусть гордятся. Туман и облака мешали видеть все красоты, но все равно было ощущение высоты и величественности гор. На краю было страшновато и захватывало дух.

Заброска в Приют Гара-Баши

С этого момента начинается настоящая история гор — высоких и снежных.

Утром мы всей командой собрали вещи, купили продукты, встретились с поваром, взяли в аренду специальную экипировку — ботинки, кошки, ледорубы и отправились в Приют Гара-Баши на высоту 3700 м, где нам предстояло жить следующие 4 дня.

На Эльбрус ведут четыре маршрута — южный (самый удобный и красивый — виден главный кавказский хребет), северный (по долинам нарзанов, более спортивный, без ратраков), восточный (абсолютно дикий по леднику, перевалу Ирикчат и Ачкерьякольскому лавовому потоку) и западный (самый сложный через стену Кюкюртлю, доступный только для опытных альпинистов). Восхождение на обе вершины с одной стороны называется Штаны, с разных сторон — Крест Эльбруса и считается достаточно почетной миссией. Есть еще траверс обеих вершин с запада на восток и обратно.

С южной стороны, с которой мы поднимались, есть некоторые удобства, например, подъемники и приюты. На высоте обычно живут в хижинах, которые представляют из себя обычные утепленные контейнеры. Продукты и вещи мы забросили на подъемниках. Не буду подробно писать про удобства. Это не отели и не частные домики, какие, например, бывают на горнолыжных курортах. Просто теплые домики/вагончики на 6-8 человек, без удобств, канализации и душа.

Но, если честно, все эти заботы совершенно не волновали. Все мы были поражены невероятными видами гор – мы были выше облаков и перед нами открывался вид на весь Кавказский хребет. Величественные, одинокие, снежные, далекие вершины, а за спиной главная цель — Эльбрус.

Во второй день мы успели походить по леднику в связке. Погода все еще не радовала, после обеда спустились облака. В пелене тумана мы вышли на ледник. Тут же первый раз мы надели настоящие горные ботинки, тяжелые и громоздкие, да еще и с “кошками”.

Идти по леднику в начале казалось просто, но потом нам рассказали, что в ледниках есть трещины глубиной более 100 метров, и их не видно под снегом или тонким льдом. Поэтому так важно иди в связке, чтобы в случае падения спасти человека. Я шла за гидом. Он очень внимательно  и осторожно «прощупывал” ледорубом и палкой путь для всей группы, и мы дружно двигались по его следам.

В тот момент мы все еще пребывали в прекрасном настроении, высота не чувствовалась, и Эльбрус казался таким близким. Было ощущение, что до него можно прогуляться за пару часов.

Второй день акклиматизации закончился благополучно. Впереди была наша первая ночь на высоте 3700 метров. Пока все чувствовали себя хорошо, немного болела голова, но анальгин быстро помогал.

“Первая ночь на высоте — как первая брачная ночь — всегда особенная”, — говорил нам гид. И особенность ее состояла в том, что ты не можешь заснуть. Организм расслабляется, недостаток кислорода, пока еще небольшое время адаптации — и организм просто не может переключиться на сон. Заснуть удалось только к 2-3 часам ночи, а кто-то вообще не смог.

На скалы Пастухова

Пастухов — это картограф, географ и просто хороший человек. Выпьем за него айрана и закусим хычином (кто был на Кавказе, тот поймет).

Мы вышли утром и поднимались по времени до 14-15 часов, т.е. в самый солнцепек. Солнце в горах очень сильное и идти было сложно… точнее, жарко.

Идти в гору на такой высоте очень и очень тяжело.

Я пыталась подниматься быстро, как привыкла в беге, но через пару шагов понимала, что дыхания не хватает и мышцы забиваются. Гид всячески меня останавливал и просил не сбивать группу с темпа. Через пару часов я поняла, что он прав: если не держать спокойный темп, то в середине пути силы закончатся.

Идти в горных ботинках с кошками по льду и снегу очень непривычно. Мы учились правильно ставить ноги, чтобы разгружать мышцы и находить устойчивые позиции. Шли медленно… Подъем на 1000 м в высоту занимал более 4-х часов. Самое сложное было на последнем этапе: дышать тяжело, двигаться тяжело, солнце припекает. В тот момент понимала, что это меньше половины реального пути до Эльбруса, а мне уже трудно, что же будет на штурме.

Многие спрашивают меня про горную болезнь и вообще, как организм реагирует на высоту и нехватку кислорода. У меня были только головные боли, давление в висках, быстрая утомляемость, но все это снималось таблеткой или отдыхом.

Помню, на  верхней точке скал Пастухова, на привале, перед спуском вниз хотелось задержаться и наслаждаться видами. Солнечный яркий день, снежные блестящие вершины, облака, проплывающие под нами. Мы уставшие, на пределе сил и эмоций. И  одновременно состояние счастья, удовлетворения и свободы. Потрясающее чувство. Оно прошло со мной через все остальные дни восхождения.

Отдых перед штурмом

Спокойный тихий день. Мы никуда не поднимались, ели и отдыхали. Надо было набраться сил и поберечь себя перед штурмом. Но именно в этот день у всех началась паника. Я задавала миллион вопросов гиду и некоторые по несколько раз. Кто-то мучился дилеммой, а дилемма мучила его: не поехать ли на ратраке половину пути, а кто-то совсем решал вопрос идти или не идти…

В итоге мы разделились на три группы: те, кто пойдет пешком без техники и помощи ратраков (гид и двое нас), те, кто поедет на ратраке половину пути, и те, кто совсем не пойдут.

С вершины все дороги ведут вниз

Мы вышли на штурм в 12 ночи и через 9 с половиной часов были на вершине.

На вершине, над облаками, открывается невероятный огромный мир и ты видишь его весь как ладони. Непередаваемое чувство  эйфории, восторга, радости и счастья. Я такого не испытывала раньше и точно хочу повторить еще раз. Ради этого стоило преодолеть весь этот долгий маршрут!

Спуск не легче подъема. Добравшись до вершины, ты отдал все силы и даже не задумываешься, что еще надо идти вниз. А путь вниз, хоть и быстрее, но тоже очень непростой. Организм уже устал, снижается концентрация внимания и как раз в эти моменты возрастает риск травм и несчастных случаев. Мы шли на автопилоте, контролируя шаги и не думая ни о чем. Кто-то на середине пути брал ратрак, так как сил совсем не оставалось. Мы дошли, сами… пешком вверх и вниз!!!

На восхождении организм выкладывается полностью. Я очень устала, но в то же время это было приятное чувство усталости – на пределе возможностей. Нам хотелось вниз, в зеленую долину, без снега и льда.

Мы быстро собрали вещи и спустились на канатке в тепло, душ и долгожданный отдых.

Восстановление заняло около недели, хотя и позже я чувствовала еще усталость в ногах и не могла быстро и долго бегать. Зато после появилась выносливость и сила, что помогло мне пробежать на личник Ночной забег в Москве.

А в горы я обязательно вернусь и надеюсь они станут частью моей жизни.